Бухгалтерские услуги и консалтинг

Бухгалтерская отчетность при прекращении деятельности

Бухгалтерская отчетность при прекращении деятельностиПрекращение деятельности организации может быть вызвано различными причинами. Чаще всего это обострение конкуренции, перенасыщение предложениями в профильном секторе рынка, острая необходимость в реорганизации путем слияния или выделения и т.п.

 

Прекращение деятельности не отменяет ряда обязательств в контексте бухгалтерского, налогового учета, предоставления отчетности в контролирующие структуры. Регламентирован данный вопрос ПБУ 16/02. Документом устанавливается единый порядок раскрытия информации о прекращении деятельности субъекта хозяйствования в бухгалтерской отчетности, текущей и сводной.

 

 Как осуществляется прекращение деятельности?

 

Фактически прекратить деятельность юридическое лицо может при:

  • выделении новой организации (или нескольких);
  • продаже отдельных активов, исполнении обязательств, имеющих прямое отношение к прекращаемой деятельности;
  • отказе от продолжения деятельности (ликвидации предприятия);
  • продаже организации либо ее части.

 

В каждом из приведенных случаев бухгалтерская отчетность, текущая и сводная, имеет свои особенности. Ее составление, надлежащее оформление являются прямой обязанностью бизнес-структуры, прекращающей финансово-хозяйственную деятельность.

 

Административные, бухгалтерские особенности прекращения деятельности

 

В целях применения ПБУ 16/02 от организации требуется:

  • принятие решения о прекращении деятельности;
  • функциональное, операционное выделение прекращаемой деятельности, по которой будет составляться бухгалтерская отчетность;
  • разработка стратегии прекращения деятельности, утверждение комплекса соответствующих мероприятий.

 

Если указанные условия соблюдены, прекращение приобретает законный характер.

 

Следует отметить важность комплексного характера прекращения деятельности. Согласно нормам действующего законодательства, приостановка выпуска предприятием отдельного вида продукции или предоставления определенных услуг не может считаться фактическим прекращением деятельности.

 

Важным моментом также является практически неизбежное возникновение у организации, прекращающей функционирование, определенных обязательств перед юрлицами, физлицами, чьи интересы будут затронуты в этом процессе. Касается это прежде всего контрагентов, штатных сотрудников. Первым организации придется возмещать убытки, спровоцированные расторжением договоров. Вторым – компенсацию по факту увольнения (выходное пособие). Урегулирование указанных обязательств невозможно без создания соответствующих финансовых резервов.

 

Учетные, отчетные нюансы

 

Специфика прекращения деятельности организации определяет особенности отражения операций в бухгалтерском, налоговом учете. По данным таковых впоследствии составляется соответствующая сводная отчетность. Она сдается в ИФНС в установленные сроки.

 

Формирование, проверку бухгалтерской отчетности при прекращении деятельности рекомендуется доверять специалистам. Это позволит минимизировать риски, оптимизировать бюрократические процедуры.

 

Бухгалтерская отчетность при прекращении деятельности может быть оперативно подготовлена экспертами «ПрофБизнесУчета». Наши специалисты заполнят отчетные формы, проведут мероприятия по уведомлению фондом, проконтролируют погашение кредитных задолженностей перед бюджетом. Также мы предлагаем комплексное юридическое сопровождение процесса прекращения деятельности (решение текущих правовых вопросов, представление интересов заказчика в налоговой).