В условиях жесткой конкуренции продавцы и поставщики борются за покупателя путем предоставления ему разнообразных льгот при приобретении товара или услуги. Привлекательные условия покупки увеличивают товарооборот, и, соответственно, растут доходы продавцов. Скидки и бонусы, премии и подарки – все эти различные маркетинговые приемы должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете, а способ зависит от вида льготы, порядка и времени ее предоставления покупателю.
Поводом для скидки является выполнение покупателем каких-либо особых условий, предложенным продавцом. В зависимости от конкретной ситуации это могут быть:
Если льгота получена в момент покупки, ее не нужно учитывать отдельно. В учете отражается уменьшенная стоимость товара, на основании которой далее определяется выручка и налоговая база. Продавец несет обязанность сформировать счет-фактуру и сделать запись в книге продаж.
Если договорная цена товара снижается после его реализации (так называемая ретроскидка), это должно быть отражено в договоре между покупателем и поставщиком. В этих случаях корректируются отгрузочные документы, а в бухучете корректируется ранее признанная выручка путем сторнирования записей, сделанных на счетах реализации. Такой алгоритм операции действует при предоставлении скидки в текущем году.
При предоставлении скидки в следующем году ее признают в прочих расходах, корректировка себестоимости отгруженных товаров не требуется. Однако нужно выставить покупателю корректировочный счет-фактуру в течение 5 дней после уведомления покупателя о получении скидки. Ретроскидки не требуют корректировки НДС за прошлые периоды.
Как поступить, если товар уже оплачен покупателем, а скидка поступила «вдогонку»? В этом случае сумма переплаты будет считаться авансом для будущих покупок, а продавец с этого аванса должен начислить НДС.
Покупатель, получивший скорректированный счет-фактуру, имеет право восстановления НДС, ранее уплаченного в бюджет по первоначальной стоимости товара.
Как отразить в учете денежную премию, выданную покупателю? В этом случае бухгалтеру не нужно корректировать первичку и сумму выручки от реализации. Премия относится на счет 44 «Расходы на продажу».
Бонусы и подарки, то есть бесплатный товар в дополнение к основному, отражаются в бухучете как коммерческие расходы по основным видам деятельности. Поставщику не требуется корректировать ранее признанную выручку.
Предоставление премий, скидок и бонусов отражается в расчете налога на прибыль. Стоимость льгот вносится в раздел внереализационных расходов, но в ряде случаев это не уменьшает налогооблагаемую базу, и по этому вопросу часто возникают споры и недоразумения между налоговиками и налогоплательщиками.
Установить истину можно только в каждом конкретном случае, так как Налоговый кодекс не дает детальных разъяснений по решению данной проблемы.