Все экономические субъекты должны осуществлять учет финансово-хозяйственных операций. Содержание этого учета может быть разным. Определяется оно исходя из нескольких факторов, в частности организационно-правовой формы компании, актуального режима налогообложения.
За качество учета ответственность несет непосредственный руководитель бизнес-структуры. Внутри организации таковая возлагается на ответственных специалистов.
Способы организации учета на предприятии
Бухгалтерский учет может быть организован различными способами. Чаще всего используются следующие схемы:
- Бухгалтерский учет организовывается и ведется должностным лицом. Обязанности на специалиста возлагаются руководителем бизнес-структуры.
- Компания пользуется услугой ведения учета по договору. Исполнителем может быть юридическое или физическое лицо (квалифицированный бухгалтер-частник).
- Учетная деятельность организовывается и осуществляется лично руководителем организации. Такой способ актуален преимущественно для мелкого бизнеса.
Самостоятельное ведение учета предпринимателями, руководителями небольших фирм осуществляется нередко в целях экономии. Но отсутствие необходимых компетенций, опыта нередко становится причиной совершения ошибок. Они могут дорого обойтись субъекту предпринимательства.
Формы организации и ведения учета
В рамках особого подхода организуется и ведется учетная деятельность в крупных компаниях, на масштабных предприятиях. Актуальными являются две формы:
- децентрализованная;
- централизованная.
Обе формы предусматривают создание внутренней (штатной) бухгалтерской службы.
Децентрализованная организация учета предполагает осуществление профильной деятельности в подразделениях компании. Фактически бухгалтерский аппарат является разрозненным. Контролирующие функции при этом выполняет главный бухгалтер. Он запрашивает в подразделениях сводки и на их основе составляет баланс, актуальные финансовые отчеты.
Централизованная форма организации учета подразумевает создание единой бухгалтерии. Как правило, отдел функционирует в головном офисе компании. Бухгалтерия имеет статус самостоятельной структурной единицы. В нее входит несколько групп, например: учетная, финансово-расчетная и т.п.
Требования к специалистам
Независимо от того, внутренняя бухгалтерия решает учетные задачи в компании или внешняя, к профильным специалистам предъявляются определенные требования. Наиболее жесткими они являются в отношении главного бухгалтера (руководителя проекта – при аутсорсинге бухучета).
Среди требований следует выделить 3, которые выступают определяющими:
- Наличие у специалистов профильного образования.
- Наличие стажа работы. Как правило, минимальный срок работы по специальности должен составлять 3–5 лет. Для сотрудников без высшего образования – не меньше 5 лет.
- Отсутствие судимости.
При стандартной организации ведения учета обязанности по подбору профильного персонала ложатся на собственную кадровую службу компании. Аутсорсинг учета позволяет делегировать полномочия. Выведение бухгалтерии за штат имеет и другие преимущества. Среди них наиболее существенными являются оптимизация финансовых затрат и возможность передачи ответственности за правильность выполнения учетных операций, своевременность сдачи отчетности и качество ее составления.
Если стандартная организация учета для предприятия нерентабельна, рекомендуется рассмотреть выгодные варианты профильного аутсорсинга.