Бухгалтерские услуги и консалтинг

Порядок проведения налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является относительно новым видом взаимодействия контролирующих органов с налогоплательщиками. Пилотный проект мониторинга имел место в 2012-2013 годах. Фактически, сущность мониторинга заключается в расширенном информационном взаимодействии налогоплательщика и налогового органа.

 

Новая форма налогового контроля имеет четкий регламент взаимодействия, порядок проведения. Мониторинг в широких масштабах введен в действие в 2015. Завершилась программа внедрения новой формы контроля и информационного взаимодействия налоговиков и налогоплательщиков 1 января 2016.

 

Содержание и особенности налогового мониторинга

 

Налоговый мониторинг выгоден как контролирующим организациям, так и налогоплательщикам. Первые в рамках новой формы информационного взаимодействия получают доступ к данным налогового, бухгалтерского учета субъектов предпринимательской деятельности для проверки в режиме онлайн правильности отражения хозяйственных операций в целях налогообложения. Вторым предоставляется возможность решения актуальных вопросов по налогообложению до сдачи отчетности в ИФНС.

 

Налоговый мониторинг – мировая практика взаимодействия контролирующего института с налогоплательщиками. Программа внедрена и эффективно работает во многих странах.

 

Главной особенностью налогового мониторинга можно считать его срочность. Проводятся мероприятия в соответствии с регламентом в определенный промежуток времени. Налоговый мониторинг не сочетается с камеральными и выездными проверками. Однако любое правило имеет исключения. Так, в случае необходимости проведения детальной налоговой проверки мониторинг может быть завершен досрочно.

 

Цели налогового мониторинга

 

Налоговый мониторинг проводится исключительно уполномоченными организациями (подразделениями ИФНС). Он преследует несколько глобальных целей.

 

Фактически налоговый мониторинг работает на:

  • оптимизацию и повышение качества осуществления контролирующей организацией надзорных функций;
  • безошибочное определение правильности исчисления сборов и налогов;
  • повышение прогнозируемости налоговых поступлений на всех уровнях бюджетной системы;
  • выявление пробелов, нестыковок в налоговом законодательстве.

 

Проведение налогового мониторинга

 

Согласно действующему законодательству, налоговый мониторинг, как форма взаимодействия, доступен крупным организациям, налогоплательщикам с совокупной годовой суммой налогов, превышающей 300 миллионов рублей и не менее чем трехмиллиардным годовым доходом. Проводится он на основании решения налогового органа. Инициатором проведения мониторинга является налогоплательщик. ИФНС может вынести как положительное решение по заявлению, так и отказ.

 

Нюансы проведения мониторинга детально описаны в соответствующем федеральном законе. Срок действия новой формы контроля составляет 1 год. Проводится мониторинг в календарном году, следующим за тем, в котором подано соответствующее заявление. Контроль и надзор осуществляется уполномоченными специалистами ИФНС. Работают они по месту нахождения налогового органа. В ходе налогового мониторинга инспекторами могут быть истребованы определенные документы. Порядок их представления регламентирован действующим законодательством.

 

Важным нюансом эффективного взаимодействия налогоплательщика и налоговика-контролера является техническое обеспечение процесса. Особое внимание уделяется защите коммерческой информации, способам ее передачи, обработки, хранения.