Все предприятия, организации, работающие на российском рынке, делятся по видам деятельности на группы. В число последних входят:
- строительство;
- услуги;
- производство;
- розничная торговля;
- оптовая торговля.
Правила бухгалтерского учета для предприятий всех видов деятельности идентичны. Но процесс его ведения, в частности в оптовой торговле, существенно отличается. Это обусловлено отраслевой спецификой предпринимательства.
Оптовая торговля как вид деятельности
В современном гражданском, налоговом законодательстве четко дано определение розничной торговли. Что касается оптовой, таковое отсутствует. Понятие оптовой торговли принято использовать в случаях приобретения/продажи крупных партий товара, предназначенного для последующей реализации в розницу.
Оптовая торговля осуществляется, в отличие от розничной, не по договорам купли-продажи, а по договорам поставки. В сегменте рынка работают поставщики, дилеры, посредники. Объектом оптовой торговли могут быть товары, произведенные на территории РФ и за ее пределами. Бухгалтерский учет на предприятиях в том и другом случае будет отличаться.
Свои особенности в оптовой торговле имеет налоговый и бухгалтерский учет на каждой системе налогообложения. Предприятия в сегменте обычно работают на ОСН или УСН. Причем первая система является обязательной для торговых компаний с годовым оборотом по выручке 60 миллионов рублей и более.
На ОСН рассчитываются и уплачиваются все основные налоги (имущественный, на прибыль, НДС, транспортный и земельный, если имеется соответствующая налоговая база, экологический сбор). На УСН объект налогообложения определяется как «доход минус расходы». Каждый режим требует профессионального ведения учета.
Сложность и особенности бухгалтерского учета в оптовой торговле напрямую зависят от типа товаров, которые реализует предприятие. Если речь идет об экспортной и импортной продукции, обязательным является обеспечение учета валютных контрактов, паспортов сделок, валютных расчетов с поставщиками.
Бухучет в отечественной оптовой торговле также имеет свои особенности. Основные сложности здесь касаются, как правило, обмена первичной документацией (договоры, накладные и т.п.). Прежде всего это касается межрегиональных и междугородних поставок. Отсутствие четких правил обмена первичными документами приводит к возникновению бухгалтерских ошибок, напрямую влияющих на расчет налогов и налоговые затраты.
Особого внимания требует расчет финансового результата: прибыли или убытка. Сложнее всего он рассчитывается, если торговая компания реализовывает приобретенный оптом товар по частям. В таком случае требуется ведение учета товара партиями.
Доверив организацию и ведение бухучета компании «ПрофБизнесУчет», вы получите возможность не только оптимизировать затраты на содержание штата бухгалтерии и минимизировать риски применения налоговой штрафных санкций при плановых, внеплановых проверках.
Современный аутсорсинг бухгалтерии, включающий постановку учета, формирование, сдачу отчетности, контроль платежей по сборам и налогам, позволяет гарантировать правильность учета, данные которого используются при стратегическом планировании.