Годовая бухгалтерская отчетность в равной степени необходима и для предоставления в контролирующие органы, и топ-менеджерам юридического лица для определения правильности коммерческой стратегии и маркетинговой политики, подведения итогов года по прибылям и убыткам.
Отчетность также представляет интерес для внешних пользователей: конкурентов и партнеров, поставщиков продукции, банков, клиентов, инвесторов.
Этапы подготовки годовой отчетности
Подготовка бухгалтерской отчетности за год требует высокого профессионализма, пристального внимания и большой ответственности. Процесс подготовки годовых отчетов по хозяйственным операциям и налогам состоит из нескольких этапов:
- Сбор и анализ большого массива финансовых документов за отчетный период – внутренний аудит и инвентаризация. В это время еще не поздно выявить и устранить допущенные в отражении хозяйственной деятельности компании ошибки, искажающие достоверность отчетности. Если не выявить их вовремя, они будут накапливаться, и при аудиторской проверке появятся основания для наложения штрафных санкций.
- Систематизация отсортированных и откорректированных документов и заполнение форм отчетности. Тип форм зависит от применяемого юридическим лицом или ИП налогового режима и отчетного периода.
Готовая бухгалтерская годовая отчетность подписывается руководителем и заверяется печатью. Подпись главного бухгалтера с этого года из бланков отчетности исключена.
Что входит в годовую бухгалтерскую отчетность
Состав пакета документов, составляющих годовую бухгалтерскую отчетность, также зависит от режима налогообложения.
Например, фирма, применяющая ОСНО должна сдавать:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах (бывший отчет о прибылях и убытках);
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании денежных средств (для предприятий малого бизнеса);
- приложения к балансу и отчету о финансовых результатах.
В ряде случаев необходимо аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность отчета и подается в Росстат, а не в налоговую инспекцию, но само заключение теперь не входит в состав годовой отчетности.
Необходимо также подать отчеты и сведения в ПФР и ФСС. Пояснительная записка к балансу теперь также не входит в состав годовой отчетности.
Если компания применяет упрощенный режим налогообложения (УСН), состав годовой бухгалтерской отчетности будет следующий:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- декларация по УСН;
- расчет РСВ-1;
- расчет 4-ФСС.
Для организаций и ИП, применяющих ЕНВД, в 2015 году введена упрощенная форма годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав входят:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- налоговая декларация по ЕНВД (с 2015 года введена новая форма).
В фонды также надо представить — расчет по РСВ-1 и расчет по 4-ФСС.
Срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности составляет не более 90 дней после окончания отчетного периода.
Сейчас многие предприятия ведут несколько видов хозяйственной деятельности, применяя к каждой разные режимы налогообложения. По каждому из них надо сдавать отдельную годовую отчетность.
Помимо этого, все налогоплательщики обязаны сдавать различные декларации по налогам, что тоже требует точных расчетов, большого количества времени и трудозатрат.
Как подготовить годовую отчетность легко и без проблем
Напряженная авральная ситуация во время подготовки и формирования годовой отчетности знакома каждому бухгалтеру. В наше время все большее количество компаний и индивидуальных предпринимателей доверяет профессионально занимающимся этой работой фирмам. Удобство и финансовая выгода, значительная экономия временных и трудовых ресурсов уже не требует доказательств – они подтверждены практикой.
Компания «ПрофБизнесУчет» предлагает юридическим лицам и ИП свои услуги по составлению годовой бухгалтерской отчетности. Мы имеем большой практический опыт в данной сфере и гарантируем качество, достоверность, конфиденциальность и полное соответствие законам.