Списание товара
Списание товара в компании
02.12.2015
Оптово-розничная торговля
Оптово-розничная торговля: бухучет и налогообложение
05.12.2015
Взаимозачет между организациями

Взаимозачет между организациями (деловыми партнерами) широко распространен в бизнесе и удобен: если обе компании друг другу должны, то при взаимозачете встречные обязательства аннулируются.

Налоговый кодекс предъявляет к проведению этой бухгалтерской операции определенные требования:

Взаимозачет между организациями прописанный в соглашении

В соглашении о взаимозачете должны быть сформулированы и обозначены характер и размеры задолженностей, то есть конкретные денежные суммы, задолженность по НДС, а также перечень документов, которые могут эти задолженности подтвердить – счета-фактуры, товарные накладные, акты приемки-сдачи и другие.

Стоит также включить в соглашение период времени, когда взаимозачет должен произойти.

Существуют официальные бланки подобных соглашений, их можно скачать в Интернете, но каждый случай индивидуален, и в подготовке документа необходимо участие опытного юриста и бухгалтера.

Когда договоренность между партнерами достигнута, соглашение и акт взаимозачета подписаны обеими сторонами, остается провести эту операцию через обе бухгалтерии.

Дебет отражает счет, на который отнесена кредиторская задолженность, обычно 60 или 76.

Проводка будет такой – Д60/1 – К 62/1 и должна быть сделана в день направления инициатором процедуры акта своему партнеру. Контрагент должен письменно подтвердить получение акта взаимозачета.

Трехсторонний взаимозачет между организациями

Взаимозачет может быть произведен между тремя юридическими лицами. Операция осуществляется в том же порядке, что и между двумя компаниями, но имеет и свою специфику. В перечне документов должны содержаться:

  1. трехстороннее соглашение о взаимозачете;
  2. список сторон, которые участвуют в процедуре;
  3. список задолженностей всех участников до взаимозачета;
  4. акты сверки задолженностей;
  5. суммы оставшихся долгов после завершения взаимозачета.

После того, как все участники подпишут документы, необходимо отразить операцию в бухучете проводками, характер которых зависит от типа обязательств (задолженность в денежной или товарной форме).

Взаимозачет товарами

Взаимозачет товарами, или бартер, оформляется договором мены. Партнеры могут совершать обмен товарами равноценными по стоимости или неравноценными, когда недостающая сумма доплачивается.

Договор мены оформляется письменно и по сути представляет собой договор купли-продажи, где стороны являются продавцами и покупателями одновременно. К документу должны быть приложены товарные накладные. В бартере могут участвовать также работы и услуги, в этих случаях договор будет смешанным, то есть включающим условия договора оказания услуг или подряда.

Расчет налога при денежном, товарном или смешанном взаимозачете зависит от применяемого налогового режима, а сделка отражается в бухучете по-разному. Чтобы не допустить ошибок, за которые могут быть начислены пени, разумнее проконсультироваться со специалистами по оформлению взаимозачетов и проведению их через бухгалтерию.

Компания «ПрофБизнесУчет» предлагает

организациям свои услуги в консультировании, сопровождении взаимозачетов всех видов и оформлении по ним документов.

Есть вопросы? Пишите.

Контакты компании ПрофБизнесУчет


Согласен с условиями обработки данных