Взаимозачет между организациями (деловыми партнерами) широко распространен в бизнесе и удобен: если обе компании друг другу должны, то при взаимозачете встречные обязательства аннулируются.
Налоговый кодекс предъявляет к проведению этой бухгалтерской операции определенные требования:
В соглашении о взаимозачете должны быть сформулированы и обозначены характер и размеры задолженностей, то есть конкретные денежные суммы, задолженность по НДС, а также перечень документов, которые могут эти задолженности подтвердить – счета-фактуры, товарные накладные, акты приемки-сдачи и другие.
Стоит также включить в соглашение период времени, когда взаимозачет должен произойти.
Существуют официальные бланки подобных соглашений, их можно скачать в Интернете, но каждый случай индивидуален, и в подготовке документа необходимо участие опытного юриста и бухгалтера.
Когда договоренность между партнерами достигнута, соглашение и акт взаимозачета подписаны обеими сторонами, остается провести эту операцию через обе бухгалтерии.
Дебет отражает счет, на который отнесена кредиторская задолженность, обычно 60 или 76.
Проводка будет такой – Д60/1 – К 62/1 и должна быть сделана в день направления инициатором процедуры акта своему партнеру. Контрагент должен письменно подтвердить получение акта взаимозачета.
Взаимозачет может быть произведен между тремя юридическими лицами. Операция осуществляется в том же порядке, что и между двумя компаниями, но имеет и свою специфику. В перечне документов должны содержаться:
- трехстороннее соглашение о взаимозачете;
- список сторон, которые участвуют в процедуре;
- список задолженностей всех участников до взаимозачета;
- акты сверки задолженностей;
- суммы оставшихся долгов после завершения взаимозачета.
После того, как все участники подпишут документы, необходимо отразить операцию в бухучете проводками, характер которых зависит от типа обязательств (задолженность в денежной или товарной форме).
Взаимозачет товарами, или бартер, оформляется договором мены. Партнеры могут совершать обмен товарами равноценными по стоимости или неравноценными, когда недостающая сумма доплачивается.
Договор мены оформляется письменно и по сути представляет собой договор купли-продажи, где стороны являются продавцами и покупателями одновременно. К документу должны быть приложены товарные накладные. В бартере могут участвовать также работы и услуги, в этих случаях договор будет смешанным, то есть включающим условия договора оказания услуг или подряда.
Расчет налога при денежном, товарном или смешанном взаимозачете зависит от применяемого налогового режима, а сделка отражается в бухучете по-разному. Чтобы не допустить ошибок, за которые могут быть начислены пени, разумнее проконсультироваться со специалистами по оформлению взаимозачетов и проведению их через бухгалтерию.